Присуждение Чите статуса «Город трудовой доблести», которого добивалась инициативная группа так настойчиво, действительно, повод для гордости. За наше военное поколение забайкальцев от мала до велика. Но, думается, данный факт даёт повод более пристально посмотреть и на нас сегодняшних, спросить себя – как мы сохраняет эту память, достойны ли её?
Потерянная преемственность
Время громким словам по данному поводу, думается, прошло. Сказанного в адрес забайкальцев, читинцев, которые своим трудом ковали победу в Великой Отечественной войне, немало и они справедливы. В своё время, будучи молодым журналистом, колесил по районам Читинской области, нередко слышал рассказы тогда ещё относительно молодых ветеранов о невероятно трудной работе и их жизни в военные и послевоенные годы. О шахтёрах, сутками не выходивших из шахт, о лесорубах, трелевавших лес на лошадях, о доярках, дважды в день доивших группы коров по 25-30 бурёнок… Восхищался, писал о них очерки. Но всегда вся их трудовая доблесть сопрягалась с днём настоящим, всегда проводилась параллель с теми, кто унаследовал их доблесть в дне сегодняшнем.
Что же мы видим сегодня? Наши отцы Забайкальского края и города Читы почему –то избегают проводить такие параллели. В их речах звучит пафос, слова гордости за то поколение, которое обеспечило этот статус, но напрасно ждать от них констатацию преемственности поколений. Могут ли они сегодня сказать, что город Чита, да и весь Забайкальский край свято несут высокое звание в трудовых буднях сегодняшнего дня, предприятия множатся и крепнут, забайкальцы уверенно несут знамя трудовых побед? Вряд ли.
Конечно, отдельные проявления трудовой доблести есть, они никуда не делись. Но где, на каких предприятиях их можно проявить в массовом порядке?
Время разрухи
За последние три десятка лет мы потеряли гордость Забайкальского края - камвольно-суконный комбинат, на котором трудилось более пяти тысяч ткачих и других рабочих, производивших миллионы погонных метров тканей, пользовавшихся большим спросом в разных уголках страны. Потеряли бездарно, при равнодушии властей, не ударивших палец о палец, чтобы спасти перспективное предприятие. Даже задуманное предприятие – фабрика первичной обработки шерсти органическими растворителями (ПОШОР) по бельгийской технологии, на которую в трудные времена были выделены два с лишним миллиона долларов из бедной областной казны, так и не состоялось. А закупленное в Бельгии оборудование пропало, оставшиеся деньги разворованы. И теперь, как и раньше, нашим овцеводам надо отправлять шерсть на обработку в дальние регионы, что дорого и часто невыгодно.
Мы также равнодушно расстались с читинском машиностроительным заводом, пневмонические компрессоры и холодильные установки которого экспортировались в десятки стран. Да, там требовалась реконструкция, модернизация и выход на более современную продукцию, но предпочли его просто угробить, и его разрушенные цеха до сих пор зияют пустыми глазницами окон как укор разрушителям. Ушли в небытие завод автоспецоборудования, автосборочный завод, завод торгового оборудования, овчинно-меховая фабрика, многое швейные фабрики и другие предприятия.
А сколько напыщенных слов было сказано руководителями региона об освоении юго-востока тогда ещё Читинской области, проводились конференции, были заказаны и сделаны несколько агитационных фильмов, которые показывались по телевидению. Ещё бы – пять ГОКов фигурировали в проекте, дороги, включая железнодорожные магистрали, огромная инфраструктура и т.д., миллиарды частных и государственных инвестиций. Что на выходе? Один Быстринский ГОК – сегодня он входит в проектную мощность, что хорошо. А где же обещанные остальные четыре? Где освоение юго-востока края и его заселение?
Таких вопросов можно задавать сколько угодно, но логики ни в действиях, ни в ответах властей вы не найдёте. Есть и просто шоковые ситуации. Вот по приглашению наших забайкальских деятелей пришли к нам в область под личиной ЗАО «Компания «Феррум групп» и на глазах у власти украла… целый Петровск-Забайкальский металлургический завод? Присвоили активы, деньги, разрезали на металлолом и увезли в Китай ценное технологическое оборудование, оставив сотни рабочих и их семей без средств существования. А город без градообразующего предприятия. Виновных, как всегда, не нашли, да и не искали. Пшиком закончился и проект строительства Амазарского целлюлозного завода – совместного предприятия с КНР.
И это малая толика того, что разрушено, потеряно, бездарно потрачено во всех отраслях богатого природными ресурсами, людьми и традициями крае.
И на этом фоне статус столицы Забайкалья как города трудовой доблести звучит, по крайней мере, горьким укором старшего поколения нынешнему.
Город разбитых тротуаров
Гордость за былые заслуги приятная штука, но сегодня всё чаще Чита фигурирует в СМИ как наименее комфортный город для проживания. И ведь нет для этого никаких объективных причин. Соседние Хабаровск, Владивосток, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, другие сибирские города сохранили основные предприятия, стали чистыми и благоустроенными, привлекательными для жизни. Чита на их фоне выглядит гадким утёнком, который вряд ли превратится в прекрасного лебедя. У нас постоянно меняются руководители Забайкальского края и города Читы, которые действуют без руля и без ветрил, занимаясь пустословием, шокируя грандиозными планами и триллионными будущими инвестициями. И при этом мало что делая для улучшения реальной жизни людей, проваливая сегодня даже национальные проекты.
Не удивительно, что Забайкальский край регулярно попадает в десятку регионов с наибольшим миграционным оттоком, оказывается в числе антилидеров по вводу жилья, по качеству дорог и т.д. Даже в Чите мы ходим по разбитым тротуарам, ездим по дорожным ухабам, любуемся обшарпанными фасадами домов – и всё это на глазах отцов края и города, любящих порассуждать о трудовой доблести.
Думаю, руководители и края, и Читы с самого начала взяли неверный тон по поводу присуждения столице Забайкалья статуса города трудовой славы. Нужно не только восхищаться трудовыми подвигами старшего поколения, а всё делать, чтобы возродить трудовую славу, настраивать людей на то, чтобы сделать город благоустроенным, комфортным для проживания и уйти от «славы» недавно обнародованного самого неблагоустроенного города России в рейтинге из 100 городов с населением выше 170 тысяч человек.
Тогда и статус Читы, как города трудовой доблести, не будет звучать странно.
Свежие комментарии